Сайт (от англ.. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность файлов частного лица или организации в компьютерной сети, объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
История сайтов
Создание первого сайта относится к 1990 году. Его создателем явился Тим Бернерс-Ли, основоположник главных веб-технологий — HTTP, URI/и HTML. В основе проекта разработчика лежала идея о том, что гипертекст может стать основой для сетей обмена данными. Первый сайт также стал и первым в мире интернет-каталогом, поскольку впоследствии Тим Бернерс-Ли разместил на нем ссылки на многие другие сайты.
Поначалу сайты представляли собой набор статичных страниц. Впоследствии, с появлением движков — специальных компьютерных программ на сервере, появилась возможность более гибкого структурирования и вывода информации.
С совершенствованием интернет-технологий проходила и эволюция сайтов. Появление и распространение новых онлайн-сервисов делает сайты все более многофункциональными и интерактивными, системы управления контентом (CMS, движок) позволяют наполнять сайты новой информацией наиболее удобным и качественным образом.
Виды и функции сайтов
Сайты делятся на несколько категорий по различным признакам.
1. Один из основных признаков — природа содержимого сайта.. Согласно этому признаку, сайты делятся на статические и динамические.
Статический сайт — сайт с подготовленным заранее содержимым. Файлы выдаются пользователям в том же виде, в котором они хранятся на сервере. Первые сайты в Интернете относились к категории статических.
Динамический сайт — содержимое сайта создается при помощи специальных скриптов (сценариев) на основе данных из любого другого источника.
Нужно отметить, что с точки зрения пользователя сайта данная классификация не является существенной, поскольку простому посетителю страницы в большинстве случаев трудно даже определить, является ли она статической или динамической.
2. Второй важный признак — функциональное назначение сайта. Сайты служат веб-представительствами компаниий и частных лиц, электронными торговыми площадками — их деятельность направлена на стимулирование прибыли. Также сайты могут представлять собой справочные или новостные ресурсы. Первую группу сайтов можно назвать коммерческими сайтами или веб-представительствами, вторую — информационными ресурсами.
Среди коммерческих сайтов (веб-представительств) выделяют следующие основные виды сайтов:
Тип сайта |
Назначение |
Функционал |
Сайт-визитка |
Веб-представительство компании (бюджетный вариант) |
Кол-во страниц от 1 до 5, главная страница, контакты, прайс-лист, возможность расширения до корпоративного сайта |
Корпора-тивный сайт |
Полнофункцио-нальное веб-представительство (информационные и коммерческие функции) |
Неограниченное количество страниц, блоки новостей и статей, возможность размещения портфолио, галереи, каталогов продукции, возможность расширения функционала |
Интернет-магазин |
Электронная площадка для купли-продажи товаров и услуг |
Размещение неограниченного количества товаров, специальные сервисы для осуществления сделок |
Портал |
Информационно-коммерческая многофункцио-нальная площадка |
Информационная и административная части, возможность расширения функций, размещение текстового, видео-и аудио-контента |
Промо-сайт |
Может быть «филиалом» корпоративного сайта, специализируется на отдельном продукте или акции, функция привлечения внимания, продвижение товара, увеличение продаж |
Небольшое количество страниц, возможно размещение презентаций, видеороликов, галереи изображений товара |
Уникальный сайт |
Ресурс, полностью адаптированный под потребности и задачи конкретной компании или индивидуального лица |
По согласованию с заказчиком |
Информационные ресурсы включают в себя тематические информационные сайты, специализирующиеся на конкретной относительно узкой тематике, и тематические порталы — ресурсы, которые кроме информационной составляющей предоставляют те или иные способы взаимодействия с пользователем (комментарии, форумы), мультимедийные коммуникации (аудиозаписи, видеоролики, и т..д.)
Структура сайтов
Можно выделить три основных типа структуры сайтов:
1.Линейная структура. Это наиболее простая структура сайта, в которой материал не разделяется на уровни. Все страницы такого сайта иерархически равноправны. Такой сайт достаточно прост в реализации , однако — опять-таки в силу своей простоты имеет весьма ограниченное применение.
2.Древовидная структура — это наиболее популярный вид структуры в современном сайтостроении. Это универсальная структура, подходящая для сайтов различных типов. Эта структура — иерархическая, она содержит разделы, которые в свою очередь включают в себя несколько подразделов и так далее. Таким образом различные страницы сайта имеют различные уровни вложенности.
- Решетчатая структура— наиболее сложная из представленных структур. Ее отличие от древовидной заключается в том, что пользователь может перемещаться по страницам сайта как вертикально, так и горизонтально — между страницами различных уровней. Часто используется в интернет-каталогах.
Структура сайта может включать в себя текстовые разделы , всевозможные программные модули (голосование, отзывы, форма обратной связи и т.д.) .
Составляющие сайта
Главными составляющими сайтами являются программная часть, дизайн (визуальное оформление сайта) и контент (содержание). Программная часть сайта недоступна внешнему наблюдателю (пользователю), но является основой успешной работы сайта и всех его разделов. Дизайн сайта имеет как эстетическое, так и функциональное назначение — формирует имидж компании, личности или ресурса, акцентирует внимание пользователя на особенно важных деталях. Контент может включать в себя тексты, фотографии и картинки, рекламные материалы, видео и аудиозаписи. Для пользователя это самая полезная часть сайта, основной источник информации о компании, продукте, и т.п.
Доменное имя
Для удобства нахождения сайтов в Сети, каждый из них обладает своим уникальным доменным именем.Домен сайта также называют его адресом в Интернете. Домены имеющие общее окончание (.ru, .su .com., .org) относятся к одной и той же доменной зоне, которая указывает либо на графическую локализацию владельцев сайта (.ru, рф — Россия, .su – страны бывшего Союза) либо его назначение (.com -коммерческий ресурс, .net – тематика сайта связана с Интернетом), и т. д.
Создание сайта
В настоящее время сайты создаются как профессиональными веб-студиями, так и индивидуальными разработчиками. Создание сайта включает в себя следующие основные этапы:
1.Разработка дизайна
2.Верстка страницами
3.Веб-программирование
4.Наполнение контентом
5.Тестирование
6.Размещение (хостинг)
Хостинг сайта — размещение размещение сайта на веб-сервере (виртуальном сервере) или на физическом сервере. В первом случае один и тот же сервер хостинг-провайдера обеспечивает работу сразу нескольких сайтов. Во втором случае сайт размещается на территории коммуникационного узла провайдера, который также отвечает за техническое обслуживание сайта.
Современные сайты представляют собой многофункциональные ресурсы, с помощью современных технологий (Flash, HTML5, 3D) возможна реализация самых смелых идей разработчиков и веб-дизайнеров. Благодаря развитию интернет-технологий, сайты могут удовлетворять самые разнообразные потребности своих владельцев: от рекламы и продажи различных товаров и услуг до обеспечения полноценной коммуникационной среды — для досуга, общения и обмена различными материалами.